Статья профессора, доктора философских наук Ю. В. Линника
ТРЕТИЙ ЗАВЕТ
Еще на рубеже XII—XIII веков Иоахим Флорский предвозвестил эпоху Третьего Завета.
(ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ Иоахим Калабрийский (лат. Ioachimus Florensis) — христианский мистик.Основывающееся на сопоставительном рассмотрении текстов Ветхого и Нового Заветов, а также подкреплённое хилиастическими ожиданиями, учение Иоахима Флорского представляет собой истолкование мировой истории как поступательного процесса возрастания уровня религиозного сознания человечества, последовательно проходящего через три «состояния мира» — царства Отца, Сына и Святого Духа. Первое ознаменовалось Откровением Отца — Ветхим Заветом, второе — Откровением Сына, Новым Заветом, третье будет Откровением Духа Святого.)
В Святой Троице он увидел триаду развития. Трем ипостасям — Отцу, Сыну, Святому Духу — соответствуют три Завета: Ветхий и Новый уже получены нами, а Третий будет дан в будущем. Это будущее уже на пороге. Первым его пророком был Данте, вдохновленный Иохимом Флорским. Однако самое сокровенное в «Божественной комедии» осталось непонятым. Потом была долгая пауза во времени. Но спустя семь веков идея Третьего Завета обрела новую жизнь. Это произошло в России.
О приближении эпохи Третьего Завета заговорила Анна Шмидт. Она оказала большое влияние на С. Булгакова, П.Флоренского, Д.Мережковского. В неявной форме о Третьем Завете пророчествуют и русская софиология, и Агни Йога. Закономерной фазой в развертывании идеи Третьего Завета является рецензируемая книга. Подъем с одной эволюционной ступени на другую отражается в двух взаимосвязанных моментах:
1) меняется сознание человека;
2) меняется модель человека.
Эти качественные изменения чутко отразила книга Татьяны Ласки. Закон 144 гласит: «Отношения с Господом зависят от сознания Человечества». И далее намечаются основные вехи в эволюции этого сознания: от отношения «Раб — Господин» — через отношение «Сын — Отец» — к эпохе творческого сотрудничества человека и Бога, к их синергии. Фиксируемая Татьяной Лаской последовательность поразительно совпадает со схемой Иоахима Флорского. Но разработана она более подробно, дифференцированно.
В прозрениях Татьяны Ласки высвечивается новая, захватывающе интересная модель мира. Она изоморфна самым авангардным представлениям современной науки — и это знак того, что Татьяна Ласка черпает из надежного источника. Отметим некоторые черты этой модели:
1) В противоположность манихейской дуалистической традиции, Татьяна Ласка утверждает, что в основу мира положена фундаментальная асимметрия: Мир и Антимир (эти понятия в книге трактуются очень широко) неравноправны — положительное начало на «два порядка» (или «две единицы») превалирует над отрицательным началом.
Эта мысль находит точное соответствие в новейшей космологии. Теперь мы знаем, что при начале аннигиляции — после Большого Взрыва — вещества — вещества оказалось несколько больше, чем антивещества: благодаря этой воистину провиденциальной асимметрии стало возможным и появление Вселенной, и ее эволюция.
2) Миропроявлению присуща не только асимметрия, но и диссиметрия — существенное различие правого и левого: об этом говорит «закон часовой стрелки» (№ 232), к формулировке которого шли Л. Пастер, В. И. Вернадский, Н. А. Козырев. По всей вероятности, диссиметрия является одним из фактов, обеспечивающих спиральную тенденцию эволюции — книга выявляет новые черты и в строении, и в динамике Мировой Спирали.
3) Космос в предлагаемой нами модели мира содержит начальную сингулярность. Для ее обозначения предлагается целое гнездо синонимов: «Зародыш» — «Начало всего» — «Всё» — «О-пространство» —«Ничто». Закономерно, что этот ряд включает взаимоисключающие определения — сингулярность насыщена парадоксами. Но вот самое интересное: книга вплотную подводит нас к мыслям о том, что чело¬век может взаимодействовать с сингулярностью. Не в акте ли этого взаимодействия закладывается антропный принцип?
4) «Закон нарастания ритма» (№223) формулирует на мифопоэтическом языке основные принципы синергетики. Со всем основанием можно сказать: эпохе Третьего Завета соответствует синергетическая парадигма в науке. «Волны в океане энергий», о которых говорит книга, являются по сути автоколебаниями бытия — они самоорганизуются и саморазвертываются в силу внутренних побудительных причин. Творчество на всех уровнях — от космогенеза и биогенеза до писания стихов — осуществляется спонтанно. Но что стоит за этой спонтанностью? Что является её онтологическим обеспечением? Сегодня на эти вопросы мы можем ответить так: нетварная энергия Святого Духа.
Намеченная Агни Йогой энергетическая картина мира развивается и модернизируется в Школе Святого Духа. Здесь она сближается и пересекается с исихазмом. Значительнейший момент! Конвергенция православной мистики и теософской традиции сулит обретение новой гармонии, нового синтеза.
Закон №29 гласит: «Высшая психическая энергия — это огненная энергия Святого Духа». Григорий Палама здесь перекликается с Еленой Рерих. Смело синонимизируя разные понятия, Татьяна Ласка помогает нам по-новому осмыслить энергетическое единство мира, которое завязывается на уровне не тонкого и даже не огненного, а сверхогненного плана. Это основополагающий уровень Святого Духа, «выступающего» (выражение исихастов) из недр Божественной Сущности, окутанных апофатическим мраком. Синергия со Святым Духом, которую реально стяжали исихасты, означает огненное Преображение человека. В этот процесс были вовлечены — правда, через другой канал — и Е. П. Блаватская, и Е. И. Рерих. Вероятно, через него сейчас проходит и Татьяна Ласка. Свет несказанный, благодать — это все аспекты Святого Духа. Их напечатление ощутимо в записях Татьяны Ласки. Святой Дух ласкает — нежны его веянья. Ласковость, нежность: вот свойства нового мира. Но путь к их обретению лежит через огненное крещение. Оно требует от человека максимальных напряжений. И жертвенной самоотдачи.
Школа Святого Духа вводит специальный «закон парадоксов» (№ 235). Важнейший источник парадоксов в современной картине мира — установление неожиданных связей между уровнями бытия, которые ещё недавно казались нам разделенными беско¬нечной дистанцией. Психология — и онтология, психология — и космос: не в их ли взаимодействии мы найдем ключ к тайне проявленного бытия? Подхватывает эстафету Агни Йога, Школа Святого Духа утверждает космогенетическую активность человеческой мысли: она способна творить миры. Равновесие сознания — и гомеостаз Вселенной: первое существенно влияет на второе. От направленности нашей психической энергии зависит будущее мира. Сжатие Вселенной — или её расширение: коллапс — или переход за световой рубеж: Черное Солнце — или Белое Солнце: динамика этих фундаментальных альтернатив во многом предопределяется состоянием наших душ.
Глубоко синергетический по своей сути «закон камертона, унисона» (№211) помогает нам понять, как добрый поступок или светлая мысль могут умножить свою энергию в невероятной прогрессии, предопределяя конечную судьбу Универсума. «Закон единения и огненно-духовной формы»: хотя его порядковый номер 234, но первенствующее значение закона несомненно. Школа Святого Духа интересно конкретизирует его, вводя перспективнейшие представления о знаковой, семиотической энергии. Закон №113 утверждает: «С помощью букв, цифр, звуков, мыслей, слов можно переменить направление психической энергии из тонкого мира в физический мир». Это созвучно идеям имяславия. Вспомним, что архимандрит Софроний видел в десяти заповедях не просто систему этических норм, а непосредственно — нетварную энергию Бога: в сакральных знаках живет Святой Дух — весь как есть, без всякой условности и умаления.
В Школе Святого Духа последовательно проводится психологизация научных законов, их одухотворение. Так, закон золотого сечения смело переносится на. педагогическую плоскость: выявляется его действие в воспитании ребенка. Такие экстраполяции очень перспективны. Увязывая частное и общее, локальное и универсальное, они помогают понять, сколь значительно и масштабно место человека в космосе. Самопознание, интроспекция становятся всё более надежным средством в постижении «законов космоса-природы». Школа Святого Духа тому яркое свидетельство. Это именно школа: замечательная педагогическая направленность ярких исканий. Будем внимательны к миру ребенка: часто через него нам дается весть из будущего — и Татьяна Ласка умеет уловить слабый сигнал.
Очень существенно, что информация к Татьяне Ласке часто идет через стихи — поэзия издревле выбрана Иерархией как канал откровения. Агни Йога является еще и фактом поэзии. Это же можно сказать и о книге Татьяны Ласки. Стремление к строгой форме здесь органически сочетается с эмоциональностью.
Это книга чуткого сердца, — поэтому будущее открыло ему свою огнезарную перспективу.